Фрэнк Гэри и художники «Венецианского пляжа» (1962—1978)

Фрэнк Гэри (Franc Gary) и представители «Венецианского пляжа» (от названия г. Венеция, штат Калифорния) — это исследователи искусства и художники-новаторы одновременно. Они проложили путь к новому пониманию мира и нашего места в нём.

На организованной Гэри выставке представлены работы шестнадцати художников, чьё творчество повлияло на его становление как архитектора. Художественный музей имени Фредерика Р.Вайсмана, спроектированный Ф.Гэри, открылся в 1993 году. Наполненное мерцающим светом здание на берегу Миссисипи стало символом Миннесотского университета и городов-близнецов (Миннеаполис и Сент-Пол).

Музей Гуггенхейма в Нью-Йорке
Музей Гуггенхейма в Нью-Йорке

Все художники, чьи работы экспонируются на выставке, творили в калифорнийской Венеции либо неподалёку от неё. В узком кругу это место называли «Венецианским пляжем». Рамки выставки определяются двумя датами. В 1962 году Гэри открыл в Калифорнии первое архитектурное бюро, а в 1978-м — завершил строительство своего знаменитого дома в Санта-Монике и начал разрабатывать свой собственный архитектурный стиль, а совместная работа художников «Венецианского пляжа» прекратилась.

«Танцующий дом» в Праге по проекту Фрэнка Гэри
«Танцующий дом» в Праге по проекту Фрэнка Гэри

В 60-е годы прошлого столетия калифорнийская Венеция была местом жительства свободомыслящих людей. Расположение на берегу океана и низкая квартплата привлекали туда художников и прочих молодых радикалов со всех уголков Соединённых штатов. Слегка маргинальные и эксцентричные молодые люди тяготели к экспериментам и в работе. Они стремились стереть грани между различными видами искусства: живописью и скульптурой, скульптурой и архитектурой. Художники «Венецианского пляжа» предпочитали нетрадиционные материалы: промышленные металлы, пластмассу и просто мусор. Группа «Венецианский пляж» стала для начинающего архитектора неиссякаемым источником вдохновения. Художники экспериментировали со светом и пространством — теми элементами, которые впоследствии станут отличительными признаками архитектурного стиля Гэри.

Среди тех, кого сам Фрэнк называл своими единомышленниками и вдохновителями, — Питер Александер, Джон Элтун, Чарльз Арнольди, Лэрри Белл, Тони Берлант, Билли Эл Бенгстон, Вия Келминс, Рональд Дэвис, Гай Дилл, Лэдай Джон Дилл, Роберт Грэхам, Роберт Ирвин, Эд Мозес, Кен Прайс, Эд Руша и Де Уайн Валентайн. Больше всего Гэри симпатизировал Питеру Александеру, искусствоведу и специалисту по истории архитектуры. В 60-е и 70-е Александер использовал в своей работе самые нетрадиционные материалы, как, например, литьевую полиэфирную смолу, верёвку и лозу.

Работа Чарльза Арнольди «Телевидение» — своеобразный рисунок в пространстве. С помощью верёвки и прутьев ему удалось стереть грань между графикой и скульптурой. Он использует обычные материалы в совершенно неожиданном контексте; точно также поступал и Гэри с цепными ограждениями, фанерой и нержавеющей сталью.
Работа Гая Дилла «Без названия» выполнена из отдельных обрешёточных брусков, удерживаемых в подвешенном состоянии с помощью каната, который проходит сквозь имеющиеся в брусках проушины и прикрепляется к стене. В результате получилась конструкция, напоминающая подвесной мост и выступающая в пространство на 5 м. Для самого Гэри эта работа стала открытием, свидетельствующим о возможности превращения конструкций и сооружений в произведения искусства.

В процессе проектирования жилого дома для Эда Руша Гэри пришёл к выводу, который навсегда определит его дальнейшие отношения с заказчиками: дом надо проектировать в соавторстве с будущими жильцами. Воспроизводящие отдельные слова и фразы полотна и репродукции Руша сатиричны и призваны воздать по заслугам американскому обществу потребления.

Интерес ещё одного художника — Лэдая Джона Дилла —сосредоточен на эффектах, создаваемых неоновыми и аргоновыми лампами при освещении различных поверхностей. В 70-е он работал преимущественно с зеркальным стеклом и сталью. Его творчество подтолкнуло Гэри на дальнейшее экспериментирование с обычными, но нетрадиционными материалами.

Основные архитектурные заказы Гэри в период с 1962 по 1978 год носили коммерческий характер. Архитектору приходилось придерживаться общепринятых рамок, сдерживать свою фантазию и страсть к экспериментам, которые в итоге и сделали его знаменитым. В это время Гэри сознательно работает одновременно в двух направлениях: крупные коммерческие заказы и небольшие, но интересные проекты, например, постренный в 1964 году дом-студия для художника-иллюстратора Лу Данцигера.

Оставьте комментарий